Математика должна быть весёлой.
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению счёту, чтению и письму. Между тем исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что- то новое. Простое, а порой и скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития.
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению счёту, чтению и письму. Между тем исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что- то новое. Простое, а порой и скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития.
Как же быть? Не случайно в русской (досоветской)
математической литературе всегда уделялось большое внимание занимательным
задачам, т. к. справедливо считалось, что элемент занимательности облегчает
процесс обучения. И не только облегчает, но и развивает интерес к этой науке,
желание познать её глубже. Тем более математика должна быть весёлой и
занимательной для дошкольников. С другой стороны, элементарные математические
представления должны не только дать простейшие знания и умения, но и на их
основе развить мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции.
Как же всего этого достичь? Обратимся к великому
педагогу
К. Д. Ушинскому, который утверждал, что у хорошего
учителя урок арифметики- это хороший урок домашней экономии или сельского
хозяйства. Из этого следует, что математику лучше преподносить в игровом плане
или на житейском материале.
Вот, например, знакомить с цифрами лучше, используя
стихи о них. При этом с помощью пантомимы можно ещё и показать, на что похожа
цифра. К примеру, 1:
Вот один, иль единица, очень тонкая, как спица.
Или цифра 4:
За тремя идёт четыре, острый локоть оттопыря.
Дети с большим удовольствием будут читать стишки и
заодно показывать цифры с помощью телодвижений. А поскольку ряд цифр похож,
дошкольники их путают между собой.
Поэтому закреплять их нужно парами (2 и5, 4и7, 3и8, 6и9). Так легче. Мы
показываем, что цифра 3 обозначает 3 конфетки, а похожая цифра 8- намного
больше конфет. Очень хорошо использовать элемент загадочности, прятания и
нахождения всех цифр. Крайне важно преподнести в интересной форме следующую
закономерность: число не зависит ни от расположения, ни от направления счёта.
Для этого будут полезными любые предметы, картинки, а также житейские ситуации.
Естественно, для каждого возраста различны уровни сложности материала. Кроме
этого, нужно учитывать 2 фактора: 1. Не забывать, кого вы учите считать:
девочку или мальчика. До трёх- четырёх лет это не важно, а позднее лучше
подбирать специальный дифференцированный материал.2. Кроме устного пересчёта,
нужно продумывать задания, связанные со штриховкой, закрашиванием,
проставлением цифр, обозначающих определённое количество предметов.
Например, задание для девочек:
1. Посчитай
предметы ( цветочки, грибочки, шарики ) и в пустых клеточках нарисуй столько же
точек или нужные цифры.
Задание для мальчиков:
Сколько оловянных солдатиков на картинке? И т. д.
Постепенно задания усложняются. Можно давать и такие
примеры, где одно слагаемое меньше второго ( при условии хорошего усвоения
счётных операций). От конкретных предметных примеров можно переходить к
сложению и вычитанию менее интересного материала. Чередуя такие задания, мы
поддерживаем интерес к математике и в то же время готовим ребёнка к
абстрагированию.
Дети очень любят решать задачи. И тут важно
придерживаться определённой системы. Вначале они придумывают и решают задачи с
опорой на сюжет: Мама купила 10яиц, а 2 яйца взяла для омлета. Сколько яиц
осталось?
Правомерен переход от таких задач к стихотворным,
вначале лёгким:
Ёжик по лесу шёл, на обед грибы нашёл,
Два под берёзой, один у осины, сколько их будет в
плетёной корзине?
Затем стихотворные задачки усложняются, но отсчёт
или присчёт по одному остаётся:
Пять воробьёв на заборе сидели, один улетел, а
четыре запели
И пели, пока не сморила усталость, один улетел- их
трое осталось.
Сидели втроём и немного скучали, один улетел, а двое
остались.
Усложнять материал надо непременно, чтобы ребёнок не
подумал, что математика- это совсем лёгкое дело.
Задачи- шутки – это занимательные задачи с
математическим содержанием. Для решения их надо в большей мере проявить
находчивость, смекалку, понимание юмора. Назначение таких задачек состоит в
приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять
главные, существенные свойства, замаскированные внешними несущественными
данными. Затем идут краткие стихотворные задачки, направленные на развитие
логики: Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?
Далеко не бесполезно познакомить детей с загадками,
имеющими в своём содержании числа, и научить детей различать задачки от загадок с цифрами.
Ну, а если вы имеете способного к математике 5-6
летнего ребёнка, рекомендуем вам задачи повышенной сложности. И не только
задачи, требующие посчитать, но и направленные на дальнейшее совершенствование
детской логики и смекалки: Что будет с вороной, которой минуло 7лет? ( Пойдёт
8-ой).
Математика- это не только умение считать и решать
задачи, это ещё и знакомство с геометрическими фигурами, которое тоже может
пройти с помощью стихов:
Без конца, без края- линия прямая, хоть сто лет по
ней иди- не найдёшь конца пути.
Он давно знакомый мой, каждый угол в нём прямой, все
4 стороны одинаковой длины. Вам его представить рад. Как зовут его? Квадрат.
Очень хорошо упражнять детей в закреплении
геометрических фигур в следующей последовательности:
1. Найти
в комнате предметы, имеющие форму шара, круга, квадрата.
2. Найти
в предметах знакомые фигуры.
3. Затем
предлагается просто материал, состоящий из множества различных геометрических
фигур.
В математическом
образовании важно своевременно дать понятие величины, а конкретно: длины,
ширины, высоты, толщины. Вначале это делается на конкретных картинках, затем
задание постепенно усложняется. А потом советуем переходить к практической
деятельности и упражнять детей примерно в следующих заданиях:
Определи на глаз и
испытай себя, устроив соревнование:
1.Сколько раз карандаш
уложится по длине стула, стола, книжки?
2. У кого обувь
длиннее, насколько?
3. Какая книга толще(
сначала на глаз, затем проверить количество страниц и параметры страницы)?
Дошкольный возраст-
возраст практического познания мира. Малышу всё интересно: тонет или не тонет
предмет, какая игрушка тяжелее, где правая, а где левая рука. Мы советуем часто
предоставлять детям возможность играть с водой и различными предметами, которые
тонут, пропускают воду и т. д. Замечено, что дошкольники не очень хорошо знают
своё тело, путают левую и правую стороны, ноги, правое и левое ухо, глаз. Часто
это длится до 6 лет. И только при постоянном упражнении уже в 3- 4года малыши будут
ориентироваться в этом житейском деле. Кроме тренировок на собственном теле
вашего ребёнка, можно использовать игры с картинками. Чувство веса также
приходит к ребёнку через игровые упражнения с игрушками, предметами быта,
продуктами, а затем хорошо закрепляется в подобного рода иллюстрациях. Никто не сомневается в том, что развивать
глазомер- значит во многом помочь ребёнку правильно определять разнообразный
окружающий мир. Аналогичные действия развивают не только глазомер, но и
сообразительность, а также ловкость рук.
Бац!!! И зеркало
разбилось. Вдребезги! И навсегда!
Как же это получилось?!
Вот несчастье! Вот
беда!
Впрочем, ты не
огорчайся!
Время попусту не трать.
Из осколков постарайся
снова зеркало собрать!
В жизни немало
ситуаций, которые помогут сделать математику весёлой, развить мышление,
творческое воображение, формировать интеллектуальную активность. С 5- 6летними
детьми можно выучить стихотворение, которое мы рекомендуем повторять часто( и в
ходе рисования, и в ходе выкладывания геометрических фигур и т. д. ).
Умею считать.Нури.
Мне целый день считать
не лень: спешу скорее встать.
Потом ищу я целый день
– чего бы сосчитать?
Корова во дворе одна, а
вот овечек две,
Три котёнка у окна,
четвёртый на траве.
Девочки идут гулять,
две и три, а вместе пять.
Идёт машина – шесть
колёс, а пассажиров – семь.
Шофёр их по дороге вёз,
увёз от нас совсем.
Сели птички на забор –
восемь невеличек,
А одна летит во двор –
значит девять птичек.
Десять нам яиц снесла
курица рябая…
Считать я больше не могла
– устала я, считая.
Чтобы так не уставать,
надо больше чисел знать.
А мы все числа знаем!Отлично все считаем!
Презентация на итоговом родительском собрании "Хорошо у нас в саду!":
А мы все числа знаем!Отлично все считаем!
Презентация на итоговом родительском собрании "Хорошо у нас в саду!":
Нет названия статьи
ОтветитьУдалить